Эксперт: «Аэробус» мог пытаться уйти от столкновения с другим самолетом
Много лет летавший на A-310 пилот Александр Романов вспоминает о двух похожих случаях, едва не стоивших ему жизни [аудио, видео]
Эксперт по безопасности полетов Александр Романов в прошлом сам командир воздушного судна, много лет летал на «Аэробусе-310». Со специалистом мы еще раз обсудили некоторые версии авиакатастрофы.
Одна из версий, которую пока никто официально не опровергал: взрыв изнутри. Возможно, террорист-смертник?
- В случае взрыва на борту, действия экипажа были бы совершенно другими. Если сразу оторвался хвост, самолет сразу перешел бы в пикирование.
- Еще версия. Якобы в полете из-за какого-то воздействия могли посыпаться лопатки турбин. На большой скорости они ударили в заднюю часть самолета. Дальше - пробоины, разгерметизация салона...
- Несостоятельная версия. Мое мнение: сочетание любых технических неисправностей не могло бы привести к такому развитию событий. Любое! Включая отказ двух двигателей и пожар. Все было бы совершенно по-другому. Алгоритм действий экипажа говорит о том, что они экстренно пытались уйти от какого-то препятствия.
- Какого, например?
- Возможно, от самолета, который шел на встречном курсе или на пересекающем. В том районе часто летают натовские военные самолеты. Моя версия: пилоты пытались уйти от столкновения вверх. При этом какой-то частью этот самолет, мог задеть их. От ракеты они так уходить не могли. Хотя если видели ее визуально, могли попытаться...
- А как же аппаратура, которая сообщает о приближении других самолетов?
- Дело в том, что военный самолет можно увидеть только визуально, уже в последний момент. На гражданских самолетах система радиолокационного опознавания - ими все самолеты оборудованы. Аппаратура сообщает о приближении объекта. А на военных такие локаторы-ответчики не установлены. У меня было два похожих случая, когда приходилось просто уворачиваться от таких самолетов. Один случай - примерно в том же районе, другой - над территорией Омана. Там, в принципе, все недалеко. Повторюсь: над Ближним Востоком всюду летает авиация НАТО.
- О чем говорит то, что самолет упал шасси кверху?
- Только о том, что падал в свободном падении и мог упасть как угодно. Это совершенно не относится к делу.
- Много сейчас говорится о состоянии самого «Аэробуса». Известно, что в 2001 году он серьезно ремонтировался после удара хвостовой частью о бетонку взлетно-посадочной полосы. Последствия некачественного ремонта могли сказаться сейчас?
- Все зависит от того, насколько тщательно в «Когалымавиа» и других компаниях, владевших судном, проводили регламентные работы, проверки. МАК сейчас это расследует. Гадать я не берусь. Но такая вероятность есть.
- Говорят, что 18 лет для самолета срок не критический. Но могло ли на его состояние повлиять то, что борт много лет летал в странах с жарким климатом - Египет, Ливия, Малайзия?
- Да, это все тоже очень здрово влияет на состояние самолета. Бывает и влажность повышенная, и ливни, и песчаные бури. Тоже не полезный фактор, так скажем. Но, повторюсь, для этого самолеты и проходят техосмотры.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Пилот «Аэробуса-321» несколько лет помогал родителям своего погибшего товарища
А теперь однокашники Валерия Немова по летному училищу собирают деньги для помощи его семье
Мы уже писали, что командир упавшего в Египте «Аэробуса» Валерий Немов до перехода в гражданскую авиацию летал на военных самолетах. Известно, что поступать в Ставропольское высшее военное летное училище (СВААУЛШ) Валерий Немов приехал из Ташкента. Отучился на штурмана-оператора. Нам удалось найти одного из его ближайших друзей тех лет. (подробности)
Экипаж и пассажиры рейса "Когалымавиа": Вспомним всех поименно...
ФОТОРЕПОРТАЖ
Катастрофа российского лайнера на Синайском полуострове: хроника трагедии
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Заявление «Когалымавиа»: Причина крушения А321 — внешнее воздействие
В авиакомпании не верят, что самолет мог упасть по вине пилота или из-за неисправности
Пресс-конференция в офисе авиакомпании «Когалымавиа» началась с соболезнований руководства компании родственникам погибших. Напомним, жертвами катастрофы рейса Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург стали 224 человека, в том числе и экипаж судна. (подробности)
А В ЭТО ВРЕМЯ
Первые данные «черных ящиков» А321: экипаж не подавал сигнал бедствия
Также стало известно, что самолет не подвергался внешнему воздействию
Египетские специалисты получили первые данные с бортовых самописцев российского самолета А321. Согласно им, экипаж лайнера не запрашивал у авиадиспетчеров аварийную посадку. Ранее египетские СМИ сообщили, что перед крушением пилот сообщил о технических неполадках и хотел вернуться в аэропорт Шарм-эль-шейха. (подробности)
КСТАТИ
Александр Романов - в эфире Радио «КП»: Управление авиаотраслью в России сейчас напоминает дирижирование Ельциным берлинским оркестром
- Главная проблема, как обычно у нас, это управление отраслью. В данном случае у нас масса руководящих органов, в том числе Министерство транспорта, Росавиация, много других департаментов, Межгосударственный авиационный комитет. И ни один из этих органов не отвечает персонально за безопасность (подробности)