Только для китайцев: в столице появились зоны, куда россиянам вход запрещен
Цены на товары в элитных заведениях для гостей из Поднебесной, в разы превышают даже московские [видео, радиопередача]
По данным Ростуризма, только за последний год к нам в Россию прибыло около 1,3 миллиона туристов из Китая! Такого массового въездного потока наша страна раньше не знала. И, главное, специалисты прогнозируют дальнейший рост.
- Туризм в Поднебесной - дело молодое, - объясняет пресс-секретарь туристической ассоциации «Мир без границ» Александр Агамов. - Им буквально 10 лет назад только разрешили выезжать из страны, вот они и рванули.
- Но Россию-то они только-только начали осваивать. Даже в прошлом году такого наплыва не было…
- Совершенно верно! Сначала были близлежащие страны - Гонконг, Малайзия, Сингапур, Таиланд. Затем дальше - США, Европа, ну а теперь и Россия. (Мы тут не говорим о приграничном туризме, который развивается уже довольно давно. - Ред.) К нам им стало выгодно ездить, во-первых, из-за низкого курса рубля. Во-вторых, на последние три года пришелся пик геополитических потрясений в Европе - взрывы, теракты, беженцы. А китайский турист очень чуткий, ему два раза объяснять не надо, сказали опасно, значит не поедет. Вот и стали продавать турпоездки в Россию как в самую безопасную европейскую страну. Плюс к этому в самом Китае РФ позиционируется как очень дружественная страна, а для китайцев это крайне важно. Они видят по ТВ, как наши лидеры встречаются, обнимаются, едят вместе, и это сигнал, что Россия и Китай - друзья. Не говоря уже о старшем поколении, эти люди своими глазами хотят увидеть родину Ленина.
ПОЧЕМ ЯНТАРЬ ДЛЯ ТРУДОВОГО НАРОДА?
Но есть точки на туристической карте России, куда ступала нога китайского туриста, а вот русскому человеку там не рады. Таких мест полным-полно в Санкт-Петербурге. Есть подобные, но в меньшем количестве и в Москве.
Престижный район Хамовники, Фрунзенская набережная. Местные жители стали замечать, что в какие-то странные заведения превратились их привычные магазины.
- Я живу в доме № 34 на набережной, - рассказала «КП» пенсионерка Светлана Ивановна. - У нас внизу на первом этаже всегда магазин был, еще год назад там мебель продавали, а теперь вроде ювелирный. Я хотела зайти посмотреть, но охрана меня почему-то не пустила. Но мы-то видим, что туда каждый день по десять автобусов китайских туристов привозят и их пускают.
Действительно витрины в этом магазине завешаны жалюзи, а на двери огромными буквами написано: «ЗАКРЫТО». Для устрашения еще и охранник сидит. Сколько я ни билась, мне даже дверь не открыли. В соседнем доме еще один магазин, работающий по такому же принципу. Но в него мне все же удалось прорваться. В тот момент, когда я подошла к двери, оттуда вываливалась толпа китайцев с фирменными пакетиками.
- А что это им можно, а мне нельзя, - только и успела прокричать я в приоткрывшуюся дверь. - Я буду жаловаться!
Ничего не оставалось администрации, как пустить настойчивую клиентку, но только после того, как все до одного китайца вышли наружу.
Внутри я обнаружила человек 10 продавцов - это на небольшой-то магазин. На витринах полно золотых украшений с причудливыми самоцветами. Цены не то что кусались, они просто отгрызали значительные куски годового бюджета среднестатистической российской семьи. Скромное колечко с полудрагоценным камнем типа аквамарина от 50 000 рублей. Сережки и того дороже. Есть тут и экзотический бусы из костей мамонта за 350 000, гребни по 100 000. Несколько витрин посвящено янтарю. Огромные булыжники затвердевшей смолы по 400 000 рублей. Скромный браслетик из небольших кругленьких шариков - 250 000.
- Как? Я такой же себе купила недавно за 7000 рублей, - не сдержавшись, воскликнула я.
Мне указали на дверь. Тем более что сразу следом за мной зашла целая группа китайцев, судя по всему, куда более выгодных покупателей.
Комментарий эксперта:
- Для китайца побывать в России и не купить янтарь - преступление, - объясняет Александр Агамов. - Так же почитают в Поднебесной наше российского золото, считается, что оно самое ценное и чистое. Предполагаю, что те магазины, где вы побывали, работают с туристическими группами, приехавшими в Россию по так называемым серым схемам. Помните, как раньше россиян возили за шубами в Грецию: тур стоит 1 доллар, но покупать можно только в определенных магазинах, где цена сильно завышена. Так и здесь, за этими закрытыми дверями начинается самый настоящий грабеж - цены задирают немыслимо. С каждого купленного украшения (сувенира) серый туроператор получает откат, так и окупает затраты на билеты и гостиницу. В таких магазинах не принимают карты и не выдают чеки, более того, еще перед отправкой предупреждают: «В России в ходу только наличка, везите с собой доллары». Вся поездка и маршруты нацелены на то, чтобы из туристов эти деньги вытянуть. А по статистике, в среднем каждый китаец оставляет в поездке по России около 1500 долларов. Вот и считайте прибыль.
- А сами туристы китайские об этих схемах знают?
- Уверен, что нет. У них нет особой возможности что-либо понять, потому что они ничего другого не видят, только то, что им показывают. Огромный процент тех, кто приезжает к нам, не были даже в Пекине. Они вообще впервые выезжают за границу. Накопили денег - и сразу к нам. Как они разберутся, что почем, если вообще впервые из своего родного города выехали? А тут чужая страна, чужой язык. А серые тургиды (или турлидеры, как их называют в Китае) наживаются не только на сувенирах и драгоценностях. Делаются деньги буквально на всем! Не удивлюсь, если эти дельцы собирают плату за фото на Красной площади, за проход по Арбату. И уж точно есть накрутки на входные билеты в музеи. Ведь для китайца наш язык, наша письменность и даже наши цифры абсолютно непонятны. Знаете, как на китайском будет Санкт-Петербург? Шэнбидэбао. И сколько на самом деле стоит входной билет в музей - для них так и остается загадкой. На этом и строится обман серых дельцов. Тем более что для китайца ослушаться турлидера просто немыслимо. Они все ходят строем только туда, куда скажут, и делают то, что велят.
- Можно ли посчитать, сколько народу приезжает по таким вот схемам?
- Очень сложно! Нам доподлинно известно только то, сколько именно туристов из Китая пересекает русскую границу, остальные цифры - загадка. Официальные туроператоры свои данные не выдают - это коммерческая тайна, а серые - тем более. Более-менее можно посчитать туристов только по количеству гостиничных номеров, так как этот сектор наименее коррумпирован - где жить для китайцев очень важно. Но эти схемы невыгодны ни России, ни Китаю, и все активно с ними борются. В этом году мы даже запустили в России «горячую линию» для китайских туристов, чтобы отлавливать грабительские схемы.
ЕДА НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Тут же на Фрунзенской в глубине за домами, на территории небольшой строительной ярмарки - китайский общепит. Прямо на втором этаже над супермаркетом. Про это все местные знают, но никто в загадочном китайском кафе так никогда и не бывал.
- Я как-то решил подняться туда и попробовать китайской еды, - рассказал сотрудник супермаркета Владимир Исаев. - Меня не пустили, не положено, говорят.
Все двери наглухо закрыты, ни вывесок, ничего, и только какие-то иероглифы на стенах выдают присутствие интуриста.
- Здесь написано: «Осторожно, ступеньки», - переводит мне надпись подруга Рая Мерсияпова, владеющая китайской грамотой.
Вместе мы присели на скамейку и стали поджидать туристов из Поднебесной. И вот из очередного автобуса высыпает шумная толпа. Разговор удается завязать сразу, для китайцев встретить человека, говорящего на их языке, - большое счастье.
Наши новые знакомые - состоятельная семья из Шанхая, в Москве впервые, очень все нравится.
- Красиво, красиво, - дружно кивают головами. - Завтра едем в Санкт-Петербург. Да, золота уже купили на 5000 долларов. А сейчас в столовую идем.
И тут же приглашают нас с собой. Помещение без окон, куча одинаковых столов, накрытых одноразовыми скатертями. Зал рассчитан человек на 200, не меньше.
- Вам надо уйти, - подошли неожиданно сзади два здоровых китайских амбала, объясняются на ломаном русском. - Здесь не положено посторонним находиться.
Не церемонясь, за локти выталкивают нас вон. Никакие наши уверения, что мы заплатим, не помогли. Оказывается, нету в этом кафе никакой кассы, да и еды русской тоже нет. Абсолютно все завозят из Китая. Там же эти обеды и оплачиваются.
Комментарий эксперта:
- Вообще китайцы с большим пиететом относятся к русским продуктам, - рассказывает Александр Агамов. - В пограничных городах на Дальнем Востоке это знают, так как в их супермаркетах каждые выходные - набег покупателей из Поднебесной. Они берут сыры, колбасы, молочные продукты, овощи. Конечно, все туристы хотят попробовать и русскую кухню. И те, кто приезжает по серой схеме, тоже не прочь полакомиться нашими традиционными блюдами, только им это недоступно.
NOT MADE IN CHINA
«Сделано в Китае» - эта надпись уже стала притчей во языцех. Сами же китайцы в поездках мечтают купить что-нибудь не китайское. Они больше доверяют нашим магазинам, чем брендовым люксовым бутикам, торгующим точно такими же товарами в Пекине. Но штурмуют наши восточные друзья не только дорогие бутики. Многие супермаркеты, обычные «Пятерочки» и «Копеечки», что расположены в районе аэропортов, превратились в китайские.
Один такой магазин «Алые паруса» в столичном районе Куркино преобразился на моих глазах. Тут теперь рядом с колбасой продаются матрешки и павловопосадские платки, алтайские средства от всех болезней, шубы (и это китайцы везут из России). И прочие изделия народного промысла. Все кассы, кроме одной, принимают банковские карты китайской платежной системы «Юнион пей», и очереди в них гигантские.
Черноволосые покупатели набивают тележку упаковками плавленых сырков, кремами для рук «Балет», ливерной колбасой, детским мылом, конечно же, водкой самых разных сортов. Тоннами скупают шоколадки «Аленка» и даже наш чай «Майский», тот самый, что бережно собран на чайных плантациях Китая. Многие ценники теперь здесь на иероглифах. Я прихожу в этот магазин, как на экскурсию. Но зато теперь точно знаю, что здесь все по-честному: цены примерно такие же, как в других супермаркетах, принимают любые карты. Только вот русские покупатели как-то сами отсеялись, стоять в бесконечных китайских очередях мало кому захочется.
Комментарий эксперта:
- 130 миллионов человек ежегодно выезжает за пределы Китая, - декларирует цифры Александр Агамов. - В Россию приезжает всего 1% от этого числа. Это относительно маленькая цифра, которая тем не менее принесла нам в прошлом году 1 миллиард прибыли только в гостиничном секторе, несмотря на все серые схемы.
- Но как бороться с нелегальным туризмом?
- Дело в том, что и к этому 1% Россия оказались не вполне готова. Сертифицированных китайскоговорящих гидов не хватает. Мало подготовленных отелей, а в размещении китайцев есть свои особенности: нельзя селить на 4-м этаже и в номерах, где есть 4 (у них эта цифра связана со смертью). В номере тапочки должны стоять по фен-шуй и лежать кипятильники для заваривания лапши. Не везде даже в крупных городах есть банкоматы, принимающие карты китайской платежной системы. Вот отсюда и процветание серых схем - когда весь турбизнес организован и закольцован в Китае. Чтобы этого избежать, надо адаптировать отрасль под китайцев, чем мы сейчас и занимаемся.
Главное - китайцам нравится в России, они хотят к нам ехать, у китайского туризма огромные перспективы, и он очень выгоден для нашей экономики.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Большой китайский заговор: почему миллионы гостей из Поднебесной не приносят в бюджет Петербурга ни рубля
«КП» разбиралась, как устроен бизнес на туристах из Поднебесной
О «великом китайском нашествии» мы уже писали. Число туристов из Поднебесной по итогам сезона-2016 достигло 500 тысяч, но петербургские гиды-переводчики все равно сидели без работы. В 2017 году ждут уже миллион. (подробности)